ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА
Организационно-правовые основы деятельности коммерческого банка
Представляется необходимым перед рассмотрением непосредственно
организационно-правовых основ деятельности коммерческих банков
рассмотреть историографию банков, с целью более полного анализа данной
темы.
В историческом плане банки возникли первоначально как частные коммерческие формирования, представляющие элементы торгово-рыночной инфраструктуры, то есть внешнее обрамление рынка. Несомненно, что первые банкиры руководствовались не только целью способствовать движению денежных средств, представляя их взаймы, но и стать ростовщиками, иметь на этом, как говориться, навар. Ведь ростовщичество - самый простой и надежный путь получения прибыли, что хорошо усвоили коммерческие банки, орошенные дождем рыночных нововведений в стране.
Государственные банки возникли в мире позже частных и стали сосуществовать с ними таким образом, что каждый занял свою нишу в сфере экономических отношений или, как принято говорить сейчас, в экономическом пространстве. Социализм по-своему перекроил банковскую систему, установив полную государственную монополию на банковские денежные операции, отодвинув частный финансово-коммерческий бизнес в теневую область, сделав его запретным. Достигнутый в социалистической системе хозяйствования высший уровень монополизма государственного банка привел к тому, что республиканские и местные банки фактически представляли отделения центрального Государственного банка страны. Более того, как Госбанк СССР был непосредственно подчинен правительству и министерству финансов, то возникла бесконтрольная государственная финансово-банковская олигархия, державшая за семью печатями тайны золотого запаса, выпуска денег в обращение, распределения и использования денежных средств, государственного долга. Предельная централизация банковской системы имела и свою притягательную сторону, по крайней мере, для отдельных экономических субъектов. Денежная система находилась в единых руках, что позволяло подавлять инфляцию, стабилизировать денежное обращение, сдерживать рост государственного внутреннего и внешнего долга. Удавалось осуществлять практически беспроцентное банковское кредитование государственных предприятий, и в особенности совхозов и колхозов, в ряде случаев долги государственному банку просто не возвращались и превращались в дотации.
Когда созрела концепция перехода к рыночной экономике, стало ясно, что сложившаяся и укоренившаяся в прежней экономике банковская система должна быть подвергнута кардинальному преобразованию в направлении ликвидации государственной монополии на банковское дело, установления контроля законодательных органов над государственным банком, делегирования ряда функций и полномочий государственного банка республиканским, региональным, местным банкам, возрождения коммерческих негосударственных банковских структур.
Хотя банковская система присуща любой экономике, только в условиях рыночной экономики она обретает роль центрального звена финансового контура управления. Господствующая роль товарно-денежных отношений в экономике рыночного типа выдвигает на передний фронт проблемы регулирования денежного обращения, а посредством его - и всей хозяйственной деятельности. Поэтому банки, как центры управления финансово-кредитными процессами во всем многообразии их проявлений, имеют непреходящее значение в рыночной экономике. В период господства командно-административной системы в нашей стране роль банков была предельно сужена. Их функции сводились к проведению безналичных расчетов между предприятиями, кассовому обслуживанию, а также финансированию капитального строительства за счет средств госбюджета и специальных целевых фондов. Будучи составной частью государственного аппарата, банки при централизованном общегосударственном планировании осуществляли кредитные операции в рамках строго регламентируемых направлений использования денежных средств и лимитируемых фондов кредитования. Внеплановые операции допускались только по решениям партийно-правительственных органов. Для руководителей предприятий и для самих банковских работников фактически не было существенной разницы между бюджетным и кредитным финансированием, кредитование проводилось из того же бюджета по условным процентам. Государственный банк постоянно занимался воспроизведением через кредит финансового образа директивного государственного народнохозяйственного плана и дополняющих его правительственных программ и постановлений. По сути дела Госбанк являлся кассой правительства, осуществляя денежную и кредитную эмиссии для финансирования во многом дефицитных, расточительных, и часто, просто ненужных правительственных программ. Введение в дополнение к государственному сети специализированных банков не меняло дела по существу, поскольку они стали разделенным централизованным банком, в котором прибавилось число вертикальных структур. Подобная банковская система лишь тормозила развитие товарно-денежных отношений. Следует иметь в виду, что банки не просто хранилища денег и кассы для их выдачи и предоставления в кредит. Они представляют мощный инструмент структурной политики и регуляции экономики, осуществляемой путем перераспределения финансов, капитала в форме банковского кредитования инвестиций, необходимых для предпринимательской деятельности, создания и развития производственных и социальных объектов. Банки могут направлять денежные средства, финансовые ресурсы в виде кредитов в те отрасли, сферы, регионы, где капитал найдет лучшее, эффективное применение. Непродуманная политика кредитования, искусственно заниженные процентные ставки приводят к разрушительным инфляционным процессам, дефициту государственного бюджета, пустой трате средств. В условиях, когда банки подмяты под себя государственным аппаратом, финансовая саморегуляция заменяется принудительным распределением зачастую не реальных, а фиктивных денежных средств, движением омертвленного капитала. В итоге все это ведет к обнищанию страны. Переход к рыночной экономике потребовал высвобождения банковской системы из тисков государственного засилья, превращения ее в активный инструмент, ведущую часть финансового контура управления экономикой. В результате реформы банковской системы в 1990-1991 гг., она стала двухуровневой, состоящей из Центрального банка и коммерческих банков. В данном исследовании будут рассмотрены понятие и функции коммерческих банков. Банк - это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности. Основное назначение банка - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к Заемщикам и от продавцов к покупателям. Наряду с банками перемещение денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки как субъекты финансового рынка имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов. Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные таким образом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, которые не выпускают своих собственных долговых обязательств. Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, которые все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров. В Российской Федерации создание и функционирование коммерческих банков основывается на Законе РФ «О банках и банковской деятельности в РФ». В соответствии с этим законом коммерческий банк представляет собой кредитную организацию, имеющую исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, их размещение от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, срочности и платности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц, а также другие банковские операции. Коммерческие банки вместе с другими кредитными организациями относятся к нижнему уровню банковской системы, обладают правом юридического лица и образуются на основе любой формы собственности - частной, коллективной, акционерной, смешанной. Не исключается возможность создания банков, основанных исключительно на государственной форме собственности, которые в соответствии с действующим законодательством могут осуществлять свою деятельность на коммерческой основе. В то же время, в соответствии с Законом РФ «О банках и банковской деятельности» средства федерального и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, не могут направляться на формирование уставного капитала кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Средства бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, собственные денежные и иные средства, находящиеся в в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления, могут быть использованы для образования уставного капитала коммерческого банка в порядке, предусмотренном законодательством. Приобретение юридическим или физическим лицом либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группрй юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, более 5 % акций (долей) кредитной организации требует уведомления ЦБ РФ, более 20 % - предварительного его согласия. ЦБ РФ не позднее 30 дней с момента получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о принятом решении – согласия или мотивированном отказе. Для формирования уставных капиталов российских банков допускается привлечение иностранных инвестиций. Под банками с участием иностранных инвестиций в соответствии с Условиями открытия банков с участием иностранного капитала на территории Российской Федерации, утвержденными ЦБ РФ 08.04.93 г., понимаются: совместные банки, т.е. банки, уставной капитал которых формируется за счет средств резидентов и нерезидентов; иностранные банки - банки, уставной капитал которых формируется за счет нерезидентов; филиалы банков-нерезидентов. Решение об открытии каждого отдельного банка с участием иностранных инвестиций принимается Советом директоров ЦБ РФ. Центробанк РФ устанавливает лимит участия иностранного капитала в банковской системе страны. Ограничения на участие иностранного капитала преследуют цель создать наиболее благоприятные условия для становления отечественных коммерческих банков и защиты от экспансии зарубежных банков. По способу формирования уставного капитала банки подразделяются на акционерные (открытого и закрытого типа) и паевые. Возможность создания банков, принадлежащих одному лицу (юридическому или физическому) исключается действующим законодательством, согласно которому уставный капитал банка формируется из средств не менее трех участников. Если на начальном этапе реформирования кредитной системы коммерческие банки создавались главным образом на паевой основе, то для нынешнего этапа характерно преобразование паевых банков в акционерные и создание новых банков в форме акционерных обществ. Для акционерного общества характерно, что собственником его капитала выступает само общество, т.е. банк. А паевые коммерческие банки собственниками своего капитала не являются, поскольку каждый из пайщиков сохраняет право собственности на свою долю капитала. Паевые коммерческие банки организованы на принципах общества с ограниченной ответственностью, т.е. общества ответственность каждого пайщика ограничена пределами его вклада в общий капитал банка. Расширение уставного фонда может осуществляться как за счет внесения участниками дополнительных взносов, так и за счет вступления в банк новых участников. Вопрос о вступлении новых участников и размерах их вклада в уставный фонд банка решается на общем собрании участников. У банков, функционирующих как акционерное общество, уставный капитал разделен на определенное число акций равной номинальной стоимости, размещаемых среди юридических и физических лиц. Акционеры не вправе требовать от банка возврата этого вклада, что повышает устойчивость и надежность банка и создает для банка прочные основы для управления его ликвидностью. Акционерные банки бывают закрытого и открытого типов. Акции закрытых банков могут переходить из рук в руки только с согласия большинства акционеров. Акции банков открытого типа могут переходить из рук в руки без согласия других акционеров и распространятся в порядке открытой подписки. Подписка на ценные бумаги считается открытой, если список покупателей ценных бумаг не утверждается заранее учредителями или руководящими органами банка-эмитента, и в результате эти бумаги может приобрести любое лицо. Открытая подписка требует от банка широкой информации о своей деятельности. Коммерческий банк, как и любая другая кредитная организация, имеет фирменное наименование, зафиксированное в уставе банка. Банк имеет печать со своей эмблемой и фирменным наименованием, содержащим указание на характер деятельности посредством использования слова «банк», а также указание на организационно-правовую форму своей организации. Коммерческий банк может иметь также свой девиз (слоган), используемый в рекламных целях. Каждый коммерческий банк обладает организационной структурой, определяющей состав его подразделений (отделов, служб, отделений, филиалов и др.). в зависимости от нее осуществляется разделение полномочий между инстанциями, передача распоряжений от вышестоящих инстанций к нижестоящим, координация деятельности различных подразделений банка. На нее влияют такие факторы, как величина капитала банка, его универсализация или специализированность, виды банковских операций, наличие и количество филиалов и т.д. В РФ применяется в основном структура коммерческого банка, построенная по функциональному принципу, закрепляющему за каждой управленческой инстанцией и каждым подразделением функции, выполняемые только ими (Схема 1). Схема 1. Организационная структура коммерческого банка Организационное устройство коммерческих банков соответствует общепринятой схеме управления акционерного общества. Высшим органом коммерческого банка является общее собрание акционеров, которое должно проходить не реже одного раза в год. На нем присутствуют представители всех акционеров банка на основании доверенности. Общее собрание правомочно решать вынесенные на его рассмотрение вопросы, если в заседании принимает участие не менее трех четвертей акционеров банка. Общее руководство деятельностью банка осуществляет совет банка. На него возлагаются также наблюдение и контроль за работой правления банка. Состав совета, порядок и сроки выборов его членов определяет общие направления деятельности банка, рассматривает проекты кредитных и других планов банка, утверждает планы доходов и расходов и прибыли банка, рассматривает вопросы об открытии и закрытии филиалов банка и другие вопросы, связанные с деятельностью банка, его взаимоотношениями с клиентами и перспективами развития. Непосредственно деятельностью коммерческого банка руководит правление. Оно несет ответственность перед общим собранием акционеров и советом банка. Правление состоит из председателя правления (президента), его заместителей (вице-президентов) и других членов. Заседания правления банка проводятся регулярно. Решения принимаются большинством голосом. При равенстве голосов голос председателя является решающим. Решения правления проводятся в жизнь приказом председателя правления банка. При правлении банка обычно создаются кредитный комитет и ревизионная комиссия. В функции кредитного комитета входят: разработка кредитной политики банка, структуры привлекаемых средств и их размещения; разработка заключений по предоставлению наиболее крупных ссуд (превышающих установленные лимиты); рассмотрение вопросов, связанных с инвестированием, ведением трастовых операций. Ревизионная комиссия избирается общим собранием участников и подотчетна совету банка. В состав ревизионной комиссии не могут быть избраны члены совета и правления коммерческого банка. Правление банка предоставляет в распоряжение ревизионной комиссии все необходимые для проведения ревизии материалы. Результаты проведенных проверок комиссия направляет правлению банка. В целях обеспечения гласности в работе коммерческих банков и доступности информации об их финансовом положении их годовые балансы, утвержденные общим собранием акционеров, а также отчет о прибылях и убытках должны публиковаться в печати (после подтверждения достоверности представленных в них сведений аудиторской организацией). В целях оперативного кредитно-расчетного обслуживания предприятий и организаций - клиентов банка, территориально удаленных от места расположения коммерческого банка, он может организовывать филиалы и представительства. При этом вопрос об открытии филиала или представительства коммерческого банка должен быть согласован с ГУ ЦБ РФ по месту открытия филиала или представительства. Филиалами банка считаются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения и осуществляющие все или часть его функций. Филиал не является юридическим лицом и совершает делегированные ему головным банком операции в пределах, предусмотренных лицензией ЦБ РФ. Он заключает договоры и ведет иную хозяйственную деятельность от имени коммерческого банка, его создавшего. Представительство является обособленным подразделением коммерческого банка, расположенным вне места его нахождения, не обладающим правами юридического лица и не имеющим самостоятельного баланса. Оно создается для обеспечения представительских функций банка, совершения сделок и иных правовых действий. Представительство не занимается расчетно-кредитным обслуживанием клиентов и не имеет корреспондентского счета. Для осуществления хозяйственных расходов ему открывается текущий счет. Такая структура управления банком называется линейно-штабной. Она включает инстанции двух видов: линейные инстанции, наделенные правом отдавать распоряжения, и специализированные штабы, принимающие распоряжения, но не обладающие правом их передачи (аналитический, маркетинговый и некоторые другие отделы). Такие штабы выступают в качестве консультативных органов, оказывающих линейным инстанциям (коммерческим отделам) помощь в подготовке и принятии решений.1 В крупных банках, имеющих филиальную сеть и дочерние кредитные организации (лизинговые компании, ломбарды и пр.), может быть применена дивизиональная организационная структура. При дивизиональной организационной структуре управления банк выступает как совокупность крупных дивизионов (прибыльных центров), каждый из которых оказывает банковские услуги (по группам услуг либо по группам клиентов) и получает прибыль. Функциональные отделы банка в этом случае выполняют роль консультантов руководства дивизионов и оказывает последним методическую помощь в подготовке решений. Правление банка осуществляет функции координатора и контроля деятельности всех подразделений банка. Дивизиональная структура управления в наибольшей степени способствует организации персонального обслуживания клиентуры по схеме «БАНК - КЛИЕНТ», так как каждый дивизион, как правило, предоставляет клиенту комплекс банковских услуг. Ниже (Схемы 2 и 3) для наглядности представлены на схемах формы организационных структур Сбербанка России. Схема 2. Организационная структура СБ РФ В целях обеспечения имущественных интересов кредиторов и вкладчиков все кредитные операции в соответствии с Законом РФ «О банках и банковской деятельности» подлежат государственной регистрации, а их банковская деятельность – лицензированию. Для государственной регистрации и получения лицензии на осуществление банковских операций учредители кредитной организации представляют в ЦБ РФ: 1. Заявление с ходатайством о государственной регистрации коммерческого банка и выдаче лицензии на осуществление банковских операций. 2. Учредительный договор. 3. Устав коммерческого банка. 4. Протокол собрания учредителей о принятии устава и об утверждении кандидатур для назначения их на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера. 5. Свидетельство об уплате государственной пошлины. 6. Копии свидетельства о государственной регистрации учредителей – юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения органами Министерства по налогам и сборам РФ выполнения учредителями – юридическими лицами обязательств перед бюджетами всех уровней за последние три года. 7. Декларация о доходах учредителей – физических лиц, заверенные органами Министерства по налогам и сборам РФ, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых в уставный капитал кредитной организации. 8. Анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации, заполненные ими и содержащие сведения о наличии у этих лиц высшего экономического или юридического образования (с представлением копии диплома) и опыта руководства подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года (при отсутствии специального образования – не менее двух лет) и об отсутствии судимости. Принятие ЦБ РФ решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом производится в срок, не превышающий шести месяцев со дня представления указанных выше документов. После принятия решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций ЦБ РФ в трехдневный срок уведомляет об этом учредителей с требование произвести в месячный срок оплату 100 % объявленного уставного капитала и выдает учредителям свидетельство о государственной регистрации коммерческого банка. Неоплата (неполная оплата) уставного капитала в установленный срок является для Центрального Банка Российской Федерации основанием для аннулирования решения о государственной регистрации кредитной организации. Для оплаты уставного капитала зарегистрированной кредитной организации открывается корреспондентский счет в ЦБ РФ. При предъявлении документов, подтверждающих полную оплату объявленного уставного капитала, ЦБ РФ в трехдневный срок выдает кредитной организации (коммерческому банку) лицензию на осуществление банковских операций. Обязательным требованием для образования коммерческого банка (кредитной организации) является соблюдение норматива минимального размера уставного капитала (действующего на день подачи документов) на регистрацию и получение лицензии. Центральным Банком РФ установлены также требования к лицензированию валютных операций коммерческих банков и операций с драгоценными металлами. Право на привлечение во вклады денежных средств граждан коммерческие банки получают по истечении двух лет со дня регистрации. Отказ в государственной регистрации на осуществление банковских операций допускается лишь по следующим основаниям: несоответствие квалификационным требованиям, предъявленным к кандидатам на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера; неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации (коммерческого банка) или невыполнение ими своих обязательств перед бюджетом за последние три года; несоответствие документов, поданных для государственной регистрации кредитной организации (коммерческого банка) и получения лицензии, требованиям законодательства. Банковским законодательством определены также требования к государственной регистрации и лицензированию деятельности кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков. Кредитная организация обязана регистрировать в ЦБ РФ все изменения, вносимые в ее устав. ЦБ РФ публикует в своем официальном издании «Вестник Банка России» сведения о вновь зарегистрированных коммерческих банках, изменениях в их уставах и аннулирование записей о регистрации кредитной организации в случае отзыва у нее лицензии на право осуществления банковских операций. Кредитная организация (коммерческий банк) может создавать свои представительства и филиалы вне места своего нахождения. Их открытие производится на территории РФ с момента уведомления об этом Центрально Банка России. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность от имени создавшей их кредитной организации в соответствии с утвержденными ею положениями. Коммерческий банк (кредитная организация) сообщают в средствах массовой информации о начале своей деятельности с указанием номера государственной регистрации и своего местонахождения. ЦБ РФ может отозвать лицензию, если произошла задержка начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи, а также в других случаях, указанных в ст. 20 Закона Российской Федерации «О банках и банковской деятельности». Для более обстоятельного анализа темы данной главы необходимо исследовать принципы и функции деятельности коммерческих банков. Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Работа в пределах реально имеющихся ресурсов означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Прежде всего это относится к срокам тех и других. Так если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки, а вкладывает их преимущественно в долгосрочные кредита, то его ликвидность оказывается под угрозой. Наличие в активах банка большого количества ссуд с повышенным риском требует от банка увеличения удельного веса собственных средств в общем объеме его ресурсов. Вторым важнейшим принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков, является экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами банка. Действующее законодательство предоставляет всем коммерческим банкам экономическую свободу в распоряжении своими фондами и доходами. Прибыль банка, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, распределяется в соответствии с решением общего собрания акционеров. Оно устанавливает нормы и размеры отчислений в различные фонды банка, а также размеры дивидендов по акциям. По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые может быть наложено взыскание. Весь риск от своих от своих операций коммерческий банк берет на себя. Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя кредита, коммерческий банк исходит прежде всего из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности. Четвертый принцип работы коммерческого банка заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными) методами. Государство определяет лишь «правила игры» для коммерческих банков, но не может давать им приказов. Одной из важных функций коммерческого банка является посредничество в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования Заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к Заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве, соответствующее рыночному типу отношений. Значение посреднической функции коммерческих банков для успешного развития рыночной экономики состоит в том, что они своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе. Денежные средства могут перемещаться от кредиторов к Заемщикам и без посредничества банков, однако при этом резко возрастают риски потери денежных средств, отдаваемых в ссуду, и возрастают общие издержки по их перемещению, поскольку кредиторы и Заемщики не осведомлены о платежеспособности друг друга, а размер и сроки предложения денежных средств не совпадает с размерами и сроками потребности в них. Коммерческие банки привлекают средства, которые могут быть отданы в ссуду, в соответствии с потребностями Заемщиков и на основе широкой диверсификации своих активов снижают совокупные риски владельцев денег, размещенных в банке. Вторая важнейшая функция коммерческих банков - стимулирование накоплений в хозяйстве. Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и формировать достаточно эффективные стимулы к накоплению средств. Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Помимо высоких процентов, выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы высокие гарантии надежности помещения накопленных ресурсов в банк. Созданию гарантий служит формирование фонда страхования активов банковских учреждений, депозитов в коммерческих банках. Наряду со страхованием депозитов важное значение для вкладчиков имеет доступность информации о деятельности коммерческих банков и о тех гарантиях, которые они могут дать. Решая вопрос об использовании имеющихся у кредитора средств, он должен иметь достаточную информацию о финансовом состоянии банка, чтобы самому оценить риск будущих вложений. Третья функция банков - посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами. В связи с формированием фондового рынка получает развитие и такая функция банков, как посредничество в операциях с ценными бумагами. Банки имеют право выступать в качестве инвестиционных институтов, которые могут осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг в качестве посредника; инвестиционного консультанта; инвестиционной компании и инвестиционного фонда. Выступая в качестве финансового брокера, банки выполняют посреднические функции при купле-продаже ценных бумаг за счет и по поручению клиента на основании договора комиссии или поручения. Как инвестиционный консультант банк оказывает консультационные услуги своим клиентам по поводу выпуска и обращения ценных бумаг. Если банк берет на себя роль инвестиционной компании, то он занимается организацией выпуска ценных бумаг и выдачей гарантий по их размещению в пользу третьего лица; куплей-продажей ценных бумаг от своего имени и за свой счет, в том числе путем котировки ценных бумаг, т.е. объявляя на определенные ценные бумаги «цены продавца» и «цены покупателя», по которым он обязуется их продавать и покупать. Когда банк размещает свои ресурсы в ценные бумаги от своего имени и все риски, связанные с таким размещением, все доходы и убытки от изменения рыночной оценки приобретенных ценных бумаг относятся за счет акционеров банка, то он выступает в качестве инвестиционного фонда. Необходимым условием выполнения роли инвестиционного фонда является наличие в штате банка специалистов по работе с ценными бумагами, имеющих квалификационный аттестат Министерства финансов РФ, дающий право на совершение операций с привлечением средств граждан. II.2. Правовые основы деятельности и краткая характеристика ГОСБ 1811 Георгиевское отделение Сберегательного банка 1811 расположено по адресу: г. Георгиевск Ставропольского края, ул. Калинина,14. ГОСБ 1811 образовано в 1935 году в виде сберегательной кассы, а затем преобразовано в сберегательный банк. В 1991 году в России была проведена реформа банковской системы, в результате которой полностью поменялась структура банковской системы. В результате проведенной реструктуризации с 1993 года ГОСБ 1811 является акционерным коммерческим банком. Банк функционирует как обычное акционерное общество, его деятельность регулируется законом «Об акционерных обществах». Банк действует на основе Устава и Генеральной лицензии, выданной Центральным банком России. Главными положениями Устава являются следующие. Отделение является юридическим лицом и может осуществлять определенные гражданско-правовые сделки с физическими и юридическими лицами, в том числе с другими банками. Отделение имеет круглую печать, содержащую его полное наименование, штамп и бланки со своим наименованием. Собственником капитала банка выступает само Отделение. Уставный капитал банка сформирован в соответствии с требованиями, установленными Центральным банком России. Акции размещены среди юридических лиц и граждан. Контрольный пакет акций принадлежит ЦБР, в результате чего обязательства по вкладам несет государство. Банк отвечает по обязательствам перед вкладчиками всем своим имуществом; учредители – в пределах вкладов, внесенных в уставный капитал. Акционеры банка несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. В процессе своей деятельности банк руководствуется федеральными законами, нормативными актами ЦБР (указания, инструкции, положения, письма, телеграммы), а так же инструкциями, письмами, телеграммами Сберегательного банка РФ, которые определяют технологию/